|
| Протяженность дорог общего пользования и ведомственных дорог в Муезерском районе составляет 948 км. Подавляющая часть дорог местного значения в районе - это грунтовые дороги, большинство из которых нуждается в реконструкции и ремонте (в том числе дорога Реболы - Лендеры, дорога до УПП "Инари"). Протяженность автодорог общего пользования в районе составляет 615,3 км (рис. 1).
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, открытие МАПП "Инари" способно коренным образом изменить ситуацию в области обеспечения экономики района транспортной инфраструктурой, поскольку его открытие потянет за собой и расширение сети транспортных путей (прежде всего автомобильных дорог с твердым покрытием). данного показателя по РК составляет 37 км/1000 км2 территории. В Муезерском районе этот показатель несколько ниже среднереспубликанского и составляет 30 км/1000 км2 территории. Объем внутренних перевозок грузов отраслей экономики автомобильным транспортом в Республике Карелия в 2001 г. составил 104,2 млн. тонн, в том числе в Муезерском районе - 1,6 млн. тонн, или 1,5% от всего республиканского объема (рис. 3). Более 90% всего объема перевезенных в 2001 г. в Муезерском районе грузов - это лесные грузы (круглая и деловая древесина, древесные отходы и продукты побочного лесопользования). В случае открытия МАПП "Инари" объемы грузоперевозок автомобильным транспортом через территорию Муезерского района могут возрасти минимум в 10 раз.
В Муезерском районе развит не только автомобильный, но и железнодорожный транспорт. Главная транспортная магистраль - Западно-Карельское отделение Октябрьской железной дороги проходит через всю территорию Муезерского района с юга на север. Она связывает большинство населенных пунктов между собой, а также с г. Петрозаводск и г. Костомукша.
Пункт пропуска "Инари" находится на северном участке российско-финляндской границы, являющейся единственной общей границей между Россией и Европейским Союзом. Инари находится на одной широте с г. Лиекса, примерно в 70 км восточнее. Подъездные пути к пункту пропуска с финской стороны находятся в хорошем состоянии. Финская таможня имеет со своей стороны необходимое оборудование и подготовленный персонал, обеспечивающий эффективную работу пункта пропуска в его сегодняшнем статусе двустороннего упрощенного (временного) пункта пропуска. Пункт пропуска "Инари" с российской стороны находится на дороге, связывающей поселок Лендеры с государственной границей. Пункт открыт в качестве временного и служит, преимущественно, для перевозки древесины, вырубленной на территории Муезерского района по договорам с финскими предпринимателями. Сегодня пункт пропуска является одним из самых важных для лесоперевозок между леспромхозами Муезерского района Республики Карелия и Финляндией. Ежегодный объем перевозок составляет примерно 150 тыс. м3, или 120 тыс. тонн (по данным Администрации Муезерского района). Основной объем транспортного потока через границу в районе пункта пропуска "Инари" в настоящее время обеспечивает специальный лесовозный автотранспорт, экспортирующий лес из России в Финляндию. Пересечение границы пассажирами связано, преимущественно, с деловыми командировками. Поток туристов через УПП "Инари" минимальный и насчитывает единицы пересечений в год. Пункт пропуска "Инари" на сегодняшний день обеспечивает около 2% всех пересечений государственной границы грузовым транспортом, как с российской, так и с финской стороны, или 5,4% пересечений границы грузовым транспортом всего объема транспортного потока, проходящего через все пять функционирующих пунктов упрощенного пропуска. Этот незначительный удельный вес УПП "Инари" в обслуживании транспортного потока объясняется его удаленностью от магистральных транспортных направлений, частым аварийным состоянием подъездных дорог и его ориентацией на обслуживание внешнеторговых потребностей лесозаготовительных предприятий, работающих на территории Муезерского района. Исходя из преобладающих видов груза и целей пересечения границы, ожидается что специализация деятельности МАПП "Инари" будет иметь три основных направления:
Первое направление работы МАПП будет иметь преимущественное значение на первых этапах его создания, функционирования в режиме упрощенного пункта пропуска и в качестве международного автомобильного пункта пропуска. С развитием туристской инфраструктуры в Муезерском районе и с развитием приграничной деятельности значение данной специализации МАПП будет постепенно снижаться. Второе направление работы МАПП, связанное с обслуживанием туристов будет постепенно возрастать. Резерв роста пассажиро- и грузопотоков через МАПП "Инари" (40%) следует использовать именно в увеличении обслуживания въездного и выездного туристского потока. В целом в долгосрочном аспекте приоритет в деятельности МАПП "Инари" будет отдаваться, преимущественно, этому направлению, поскольку крупные грузопотоки постепенно будут оттягиваться на МАПП "Люття". Это связано с тем, что в 2003-2004 гг. будет введена в эксплуатацию железная дорога "Ледмозеро-Кочкома", что завершит создание, так называемого, Архангельского транспортного коридора. Таким образом, МАПП "Люття" приобретет статус крупного перевалочного, складского и таможенного пункта, выполняющего важные экономические функции и включающего в себя как автомобильные, так и железнодорожные терминалы. МАПП "Инари" будет выполнять функции вспомогательного пункта пропуска республиканского значения. Его основная роль будет заключаться в некоторой разгрузке МАПП, имеющих для Республики Карелия, Финляндии и России ключевое значение ("Люття" и "Вяртсиля"), и в удовлетворении спроса на услуги пересечения границы со стороны туристов. При этом, подавляющая часть туристского потока, проходящего через "Инари" будет характеризоваться следующими основными направлениями - экологический и спортивный туризм, автомобильный туризм познавательного и досугового характера, деловой туризм (бизнес-поездки). В результате этого появляется возможность в Муезерском районе Республики Карелия создания сети объектов туристской инфраструктуры, а также разработки и эксплуатации совместных высокоэффективных турпродуктов, ориентированных как на европейский, так и на российский сектора потребительского рынка туристских услуг.
|
|