Экологический туризм на службе
Муезерского района
This publication has been produced with the assistance of the European Union.
The contents of the publication is the sole responsibility of City of Lieksa and
can in no way be taken to reflect the views of the European Union.

English version Транспорт
О проекте
Введение
Цели и задачи
Направления работы
Основные мероприятия
Исполнители
Близкие проекты
Результаты проекта

Экотуризм
Обзор
Водный туризм

Природная среда
Климат
Геоморфология и ландшафты
Реки и озера
Леса
Болота
Флора
Фауна

Природные ресурсы
Лесные
Туристические

Охраняемые территории
Анализ и оценка состояния
Озеро Тулос

Экономика
Обзор
Социальный потенциал
Промышленность
Недропользование
Лесное хозяйство
Экотуризм
Транспорт

О сайте
Статистика посещений

European Union

The project is founded by the European Union

City of Leksa

This project is implemented by the City of Lieksa

Протяженность дорог общего пользования и ведомственных дорог в Муезерском районе составляет 948 км. Подавляющая часть дорог местного значения в районе - это грунтовые дороги, большинство из которых нуждается в реконструкции и ремонте (в том числе дорога Реболы - Лендеры, дорога до УПП "Инари"). Протяженность автодорог общего пользования в районе составляет 615,3 км (рис. 1).

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, открытие МАПП "Инари" способно коренным образом изменить ситуацию в области обеспечения экономики района транспортной инфраструктурой, поскольку его открытие потянет за собой и расширение сети транспортных путей (прежде всего автомобильных дорог с твердым покрытием). данного показателя по РК составляет 37 км/1000 км2 территории. В Муезерском районе этот показатель несколько ниже среднереспубликанского и составляет 30 км/1000 км2 территории.

Объем внутренних перевозок грузов отраслей экономики автомобильным транспортом в Республике Карелия в 2001 г. составил 104,2 млн. тонн, в том числе в Муезерском районе - 1,6 млн. тонн, или 1,5% от всего республиканского объема (рис. 3). Более 90% всего объема перевезенных в 2001 г. в Муезерском районе грузов - это лесные грузы (круглая и деловая древесина, древесные отходы и продукты побочного лесопользования). В случае открытия МАПП "Инари" объемы грузоперевозок автомобильным транспортом через территорию Муезерского района могут возрасти минимум в 10 раз.

В Муезерском районе развит не только автомобильный, но и железнодорожный транспорт. Главная транспортная магистраль - Западно-Карельское отделение Октябрьской железной дороги проходит через всю территорию Муезерского района с юга на север. Она связывает большинство населенных пунктов между собой, а также с г. Петрозаводск и г. Костомукша.

Развитие пункта пропуска "Инари"

Пункт пропуска "Инари" находится на северном участке российско-финляндской границы, являющейся единственной общей границей между Россией и Европейским Союзом. Инари находится на одной широте с г. Лиекса, примерно в 70 км восточнее.

Подъездные пути к пункту пропуска с финской стороны находятся в хорошем состоянии. Финская таможня имеет со своей стороны необходимое оборудование и подготовленный персонал, обеспечивающий эффективную работу пункта пропуска в его сегодняшнем статусе двустороннего упрощенного (временного) пункта пропуска.

Пункт пропуска "Инари" с российской стороны находится на дороге, связывающей поселок Лендеры с государственной границей. Пункт открыт в качестве временного и служит, преимущественно, для перевозки древесины, вырубленной на территории Муезерского района по договорам с финскими предпринимателями. Сегодня пункт пропуска является одним из самых важных для лесоперевозок между леспромхозами Муезерского района Республики Карелия и Финляндией. Ежегодный объем перевозок составляет примерно 150 тыс. м3, или 120 тыс. тонн (по данным Администрации Муезерского района).

Основной объем транспортного потока через границу в районе пункта пропуска "Инари" в настоящее время обеспечивает специальный лесовозный автотранспорт, экспортирующий лес из России в Финляндию. Пересечение границы пассажирами связано, преимущественно, с деловыми командировками. Поток туристов через УПП "Инари" минимальный и насчитывает единицы пересечений в год.

Пункт пропуска "Инари" на сегодняшний день обеспечивает около 2% всех пересечений государственной границы грузовым транспортом, как с российской, так и с финской стороны, или 5,4% пересечений границы грузовым транспортом всего объема транспортного потока, проходящего через все пять функционирующих пунктов упрощенного пропуска.

Этот незначительный удельный вес УПП "Инари" в обслуживании транспортного потока объясняется его удаленностью от магистральных транспортных направлений, частым аварийным состоянием подъездных дорог и его ориентацией на обслуживание внешнеторговых потребностей лесозаготовительных предприятий, работающих на территории Муезерского района.

Исходя из преобладающих видов груза и целей пересечения границы, ожидается что специализация деятельности МАПП "Инари" будет иметь три основных направления:

  • обслуживание лесозаготовительных предприятий Муезерского района и их партнеров с финской стороны (экспорт из России круглой древесины);

  • обслуживание европейских и российских туристов (въезжающих с целью туризма на территорию РФ и выезжающих с целью туризма на территорию Финляндии).

  • обслуживание приграничной деятельности экономического, культурного и природо-охранного характера;

Первое направление работы МАПП будет иметь преимущественное значение на первых этапах его создания, функционирования в режиме упрощенного пункта пропуска и в качестве международного автомобильного пункта пропуска. С развитием туристской инфраструктуры в Муезерском районе и с развитием приграничной деятельности значение данной специализации МАПП будет постепенно снижаться.

Второе направление работы МАПП, связанное с обслуживанием туристов будет постепенно возрастать. Резерв роста пассажиро- и грузопотоков через МАПП "Инари" (40%) следует использовать именно в увеличении обслуживания въездного и выездного туристского потока.

В целом в долгосрочном аспекте приоритет в деятельности МАПП "Инари" будет отдаваться, преимущественно, этому направлению, поскольку крупные грузопотоки постепенно будут оттягиваться на МАПП "Люття". Это связано с тем, что в 2003-2004 гг. будет введена в эксплуатацию железная дорога "Ледмозеро-Кочкома", что завершит создание, так называемого, Архангельского транспортного коридора. Таким образом, МАПП "Люття" приобретет статус крупного перевалочного, складского и таможенного пункта, выполняющего важные экономические функции и включающего в себя как автомобильные, так и железнодорожные терминалы.

МАПП "Инари" будет выполнять функции вспомогательного пункта пропуска республиканского значения. Его основная роль будет заключаться в некоторой разгрузке МАПП, имеющих для Республики Карелия, Финляндии и России ключевое значение ("Люття" и "Вяртсиля"), и в удовлетворении спроса на услуги пересечения границы со стороны туристов. При этом, подавляющая часть туристского потока, проходящего через "Инари" будет характеризоваться следующими основными направлениями - экологический и спортивный туризм, автомобильный туризм познавательного и досугового характера, деловой туризм (бизнес-поездки). В результате этого появляется возможность в Муезерском районе Республики Карелия создания сети объектов туристской инфраструктуры, а также разработки и эксплуатации совместных высокоэффективных турпродуктов, ориентированных как на европейский, так и на российский сектора потребительского рынка туристских услуг.

Эксперты: к.т.н. Е.Г. Немкович, к.э.н. Ю.В. Савельев.

Стартовая страница 

Последние изменения 20 мая 2003
nataly@krc.karelia.ru