This publication has been produced with the assistance of the European Union. The contents of the publication is the sole responsibility of City of Lieksa and can in no way be taken to reflect the views of the European Union.
Обоснование. Муезерский район и муниципалитет Лиекса заинтересованы в
развитии приграничных связей, усилении социально-культурных контактов.
Строительство международного автомобильного пропускного пункта "Инари" является
для них общей задачей, от решения которой зависит дальнейшее развитие их
территорий. Обоснование необходимости развития МАПП "Инари" - это первый этап в
совместной работе.
Полный текст обоснования необходимости развития МАПП "Инари" состоит из 94
страниц формата А4 и включает оценку текущего состояния пункта пропуска "Инари",
расчет нагрузки на планируемый МАПП "Инари", прогноз развития транспортных и
туристских потоков через МАПП "Инари", оценку пропускной способности МАПП "Ина-ри",
общие технические характеристики и оценку рентабельности и окупаемости проекта
развития МАПП "Инари".
Состояние пункта пропуска "Инари". Пункт пропуска "Инари" находится на
се-верном участке российско-финляндской границы, на одной широте с г. Лиекса,
примерно в 70 км восточнее. Подъездные пути к КПП с финской стороны находится в
хорошем состоянии. Работа УПП "Инари" характеризуется следующими показателями:
Виды пересечения границы
2001
За 10 месяцев 2002
Оформлено таможенных деклараций
342
570
Объем перевезенных грузов (тыс. тонн)
155,05
220,89
Таможенные сборы (млн. рублей)
18,02
12,04
Количество автотранспортных средств (единиц)
10928
10419
Физические лица (иностранные), человек
11349
10796
Акты таможенного досмотра (шт.)
64
48
Пункт пропуска "Инари" на сегодняшний день обеспечивает 5,4% пересечений
границы грузовым транспортом всего объема транспортного потока, проходящего
через все пять пунктов упрощенного пропуска.
Прогноз транспортных потоков через МАПП "Инари". Доля Муезерского
района в Карелии по показателю протяженности автомобильных дорог составляет
7,8%. Плотность автомобильных дорог в районе составляет около 30 км/1000 кв. км
(в среднем по РК - 37 км/1000 кв. км). Грузооборот автомобильного транспорта в
районе составляет 37,8 млн. тонно-км (по РК в целом - 1267 млн. тонно-км).
Пассажирооборот в Муезерском районе составляет 1,1 млн. пассажиро-км.
В рамках проекта были разработаны три варианта прогноза грузопотоков через
территорию Муезерского района - пессимистический, средний и оптимистический.
В основу прогнозов заложены данные по уровню освоения и интенсивности
использования природных ресурсов, количество предприятий и объемы производства,
качество транспортной инфраструктуры, организация новых производств в районе.
Результаты прогноза по трем вариантам представлены в таблице:
Виды пересечения границы
2007
2008
2009
2010
Пессимистический прогноз
Объем грузоперевозок всего, тонн/год
132000
151800
166980
175329
Транспортных средств, АТС/год
18149
20872
22959
24107
Оптимистический прогноз
Объем грузоперевозок всего, тонн/год
352117,5
404935,1
445428,6
467700,0
Транспортных средств, АТС/год
41984
48282
53110
55765
Средний прогноз
Объем грузоперевозок всего, тонн/год
246482,3
283454,6
311800,1
327390,1
Транспортных средств, АТС/год
30352
34905
38396
40316
Прогноз развития туристских потоков через МАПП "Инари". Прогноз
развития туристских потоков через МАПП "Инари" предлагается также в трех
вариантах - оптимистическом, пессимистическом и среднем. Ожидается, что
примерно 60% всех туристов - это иностранные граждане, приезжающий в Муезерский
район с целью экологического, природного и водно-спортивного туризма. Учитывая
этот факт, в расчеты туристского потока, проходящего через МАПП "Инари" заложена
следующая его дифференциация:
большие группы туристов, приезжающие на автобусах, будут немногочисленны
(на них будет приходиться не более 30% от всего туристского потока);
основная масса туристов - это малые группы и одиночные туристы,
приезжающие на территорию района на индивидуальном транспорте (60% и более).
Результаты прогноза по трем вариантам представлены в таблице:
Виды пересечения границы
2007 (оценка)
2008 (оценка)
2009 (оценка)
2010 (оценка)
Пессимистический прогноз
Общий туристский поток, чел./год
20000
23000
25300
26565
Пассажирских АТС, АТС/год
11033
12688
13957
14654
Оптимистический прогноз
Общий туристский поток, чел./год
40000
46000
50600
53130
Пассажирских АТС, АТС/год
19267
22157
24373
25591
Средний прогноз
Общий туристский поток, чел./год
30000
34500
37950
39848
Пассажирских АТС, АТС/год
14450
16618
18279
19194
Планируемая пропускная способность МАПП "Инари" в соответствии с
прогнозными расчетами составляет 40 тыс. АТС/год и 90 тыс. чел./год (или 110
транспортных средств/сутки и 250 чел./сутки), при средней мощности, равной 20
тыс. АТС/год и 60 тыс. чел./год (или 55 транспортных средств/сутки и 170
чел./сутки).
Большую часть времени МАПП "Инари" будет функционировать с загрузкой 60-70% от
потенциальной мощности. В результате создания МАПП "Инари" с такой пропускной
способностью можно ожидать полное удовлетворение спроса на услуги по пересечению
границы в Муезерском районе.
Специализация МАПП "Инари" складывается из трех направлений:
обслуживание лесозаготовительных предприятий Муезерского района и их партнеров с финской стороны (экспорт из России круглой древесины);
обслуживание приграничной деятельности;
обслуживание европейских и российских туристов.
Требования к организации МАПП "Инари" соответствуют международным
требованиям по функционированию международных пунктов пропуска. Для введения
в эксплуатацию МАПП "Инари" необходимо выполнение следующих работ:
строительство новых служебных помещений;
приобретение специального оборудования для пограничного контроля;
подготовка персонала в соответствии с новыми методами и режимами работы;
ремонт основной дороги до поселка Лендеры, других подъездных путей и мостов на участке от границы до поселка Лендеры.
Проектная документация по МАПП "Инари" разрабатывается исходя из
необходимости размещения следующих служб: таможенная, пограничная и
миграционная службы, ГИБДД, представитель МИД РФ, ветеринарная, фитосанитарная
и санитарно-эпидемиологическая инспекции.
Оценка стоимости проекта, рентабельности и окупаемости МАПП "Инари". В
прогнозные расчеты заложен период выхода МАПП "Инари" на расчетную мощность к
2007 г. Длительность инвестиционной стадии проекта составляет 3 года.
Инвестиционные затраты на развитие МАПП "Инари" составляют 3920 тыс. евро:
Виды затрат
тыс. руб.
тыс. евро
Строительство приграничной инфраструктуры
24480,0
720,0
В том числе:
Строительство коммунальных сооружений
8840,0
260,0
Оборудование для пограничного контроля
15640,0
460,0
Обучение новым методам работы
4420,0
130,0
Ремонт дорог, мостов, водотоков
79900,0
2350,0
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА
133280,0
3920,0
Оценка рентабельности и окупаемости МАПП "Инари" произведена на основе
сово-купного дохода от деятельности пункта пропуска:
Виды экономического эффекта
2007 (оценка)
2008 (оценка)
2009 (оценка)
2010
(оценка)
Совокупный доход от туризма
24954,9
29845,1
34118,7
37208,1
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней
64878,4
71166,4
80158,1
93444,4
Эффект от снижения транспортных затрат
13905,8
15991,1
17590,2
18470,3
Совокупный экономический эффект
105746,1
119010,6
133876
151132,8
Совокупный эффект нарастающим итогом
105746,1
224756,7
358632,7
509765,5
При оценке экономической эффективности инвестирования в строительство МАПП "Инари"
рассмотрены три варианта:
Вариант "А" - учитывает только увеличение налоговых поступлений в бюджеты
всех уровней в результате открытия МАПП "Инари".
Вариант "В" - учитывает доходы от развития туризма и экономию транспортных затрат в результате открытия МАПП "Инари".
Вариант "С" - учитывает все три вида доходов.
Результаты оценки экономической эффективности по представленным вариантам:
Вариант
NPV, тыс. евро
IRR, %
PI
PB, месяцев
Вариант "А"
9135,67
64,02
3,51
41
Вариант "В"
4058,72
36,35
2,11
50
Вариант "С"
17384,58
99,59
5,78
36
Расчеты характеризуют проект развития МАПП "Инари" как эффективный для
практической реализации. На основании результатов анализа чувствительности и
устойчивости показано, что проект характеризуется повышенной устойчивостью к
большинству внешних рисков экономического характера.