Экологический туризм на службе
Муезерского района
This publication has been produced with the assistance of the European Union.
The contents of the publication is the sole responsibility of City of Lieksa and
can in no way be taken to reflect the views of the European Union.

English version Материалы по экологическому просвещению
О проекте
Введение
Цели и задачи
Направления работы
Основные мероприятия
Исполнители
Близкие проекты
Результаты проекта

Экотуризм
Обзор
Водный туризм

Природная среда
Климат
Геоморфология и ландшафты
Реки и озера
Леса
Болота
Флора
Фауна

Природные ресурсы
Лесные
Туристические

Охраняемые территории
Анализ и оценка состояния
Озеро Тулос

Экономика
Обзор
Социальный потенциал
Промышленность
Недропользование
Лесное хозяйство
Экотуризм
Транспорт

О сайте
Статистика посещений

European Union

The project is founded by the European Union

City of Leksa

This project is implemented by the City of Lieksa

Особенности природных комплексов Муезерского района и их использование для развития экологического туризма

В данном пособии кратко характеризуются особенности природных комплексов и их современное состояние, выделены наиболее ценные природные объекты (с точки зрения охраны природы и развития туризма), даются некоторые рекомендации по изучению флоры и фауны. В конце каждого раздела приводится небольшой список справочной литературы. Публикация снабжена картами, фотографиями и другими иллюстративными материалами.

Охрана природы и экологический туризм

Коллективная монография, оформленная как учебно-справочное пособие, посвящена проблемам развития экологического туризма и связанным с ним вопросам природоохран-ной деятельности. Пособие предназначено для широкого круга пользователей - учащихся средних школ, студентов высших учебных заведений, руководителей и специалистов предприятий туристской индустрии, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации, аспирантов, сотрудников природоохранных организаций.

В пособии рассматриваются научные предпосылки для развития экологического ту-ризма и природоохранной деятельности в России и Республике Карелия, анализируются направления и результаты современных исследований в этой области. Отдельное место занимают вопросы экологического образования в школе и вузе, анализируются сущест-вующие в России учебно-методические материалы по курсу "Экология". Приводятся примеры и методики создания экологических троп и учебных маршрутов.

Структура пособия содержит следующие основные разделы:

  • Системный подход, понятие, идеи и принципы экологического туризма.
  • Анализ возможностей для развития экологического туризма в России.
  • Охрана природы, организация и состояние заповедного дела в России, Республике Карелия и за рубежом.
  • Состояние и развитие экологического туризма в Республике Карелия. Современные проблемы экологического туризма.
  • Экологическое образование.

Понятие и принципы экологического туризма. Экотуризм подразумевает "любые виды рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содейст-вуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения" (WWF). Иными словами, это - устойчивый и природно-ориентированный туризм и рекреация.

В международной практике в основу экологического туризма закладываются следующие основные принципы:

  • рациональное использование природных ресурсов;
  • обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;
  • тщательное планирование, комплексный подход, интеграция экотуризма в планы регионального развития;
  • участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности;
  • повышение уровня экологического образования посетителей; тесное сотрудничество организаций различного профиля; обучение персонала;
  • сокращение чрезмерного потребления и затрат.

Таким образом, организации, развивающие экологический туризм, стремятся к тому, чтобы их бизнес вносил реальный вклад в охрану дикой природы и развитие местных поселений в долгосрочной перспективе. Развитие экологического туризма - это не просто бизнес, и получение максимальной прибыли не является его самоцелью.

Возможности для развития экотуризма в России. Идеи экотуризма и охраны природы в России прошли длительный эволюционный путь - от этико-эстетического подхода в дореволюционной России и научно-утилитарного подхода во времена существования СССР, до гуманистического подхода в современной России.

Предпосылки для развития экотуризма в РФ основываются на большом числе особо охраняемых природных территорий, имеющих значительный потенциал:

  1. Сегодня в большинстве случаев охраняемые территории являются единственными в регионах структурами, способными взять на себя функции планирования, управле-ния и мониторинга туристской деятельности.
  2. Заповедники имеют научные отделы, в функции которых входит постоянный мониторинг природных экосистем. В целом они представляют собой сеть научно-исследовательских учреждений, охватывающую разнообразные природные зоны. Это обусловливает высокую перспективность российских заповедников для органи-зации любых видов познавательного туризма, студенческих практик, научных туров и волонтерских программ.
  3. Сочетание эколого-просветительской и экотуристской деятельности на базе заповедников значительно повысит эффективность экологического образования, позволит привлечь внимание широкой общественности к вопросам охраны природы.
  4. Охраняемые территории могут стать реальным источником новых рабочих мест и дополнительных источников доходов в местную экономику. Развитие экотуризма на охраняемых территориях будет содействовать привлечению в регион международно-го внимания и инвестиций.

Состояние охраны природы и экотуризм в Карелии. В настоящее время в струк-туре охраняемого природного фонда РК насчитывается 266 объектов общей площадью 957521, 2 га или 5, 3% от площади РК (табл.). Первая ООПТ в РК - заповедник "Кивач" - учреждена в 1931 г. Большинство ООПТ создавались в период 1960-1996 гг.

Современное состояние охраняемого природного фонда РК (по состоянию на 01. 01. 2004 г.)

Категория ООПТКоличество объектовПлощадь, га% от общей территории РК
1. Государственные природные заповедники 2 59944* 0,33
2. Национальные парки 2 234900 1,30
3. Природные парки 1 24700 0,14
4. Заказники 47 572615 3,17
5. Памятники природы 109 40527 0,23
6. Ботанические сады 1 367  
7. Курортные леса вокруг санатория "Марциальные Воды" 1 7000  0,04
Всего ООПТ 164 940053 5,21
Прочие территории и объекты, имеющие природоохранный статус 266 957521,2 5,3

Общая площадь особо охраняемых территорий Республики Карелия составляет 1897,6 тыс. га, или 8,0% от площади республики. На этих территориях уже осуществляют-ся или планируются к осуществлению разные формы экологического туризма.

Проблемы экологического туризма в Карелии. Развитие экологического туризма в республике сталкивается с рядом серьезных проблем, требующих системного подхода в их решении. К этим проблемам можно отнести следующие:

  • во-первых, проблему представляет отсутствие квалифицированных проводников;
  • во-вторых, нужна серьёзная научная проработка маршрутов;
  • в-третьих, необходима технология очистки маршрутов от бытовых отходов, появле-ние которых неизбежно.

Кроме того, существуют и проблемы общего порядка, характерные не только для экологического, но и для других видов туризма. В качестве таковых следует выделить:

  • отсутствие комплексной информационной системы объектов экотуризма;
  • недооценка экотуризма в системе восстановительного природопользования;
  • неразработанность схем экорайонирования территорий и акваторий;
  • неразвитость туристской инфраструктуры.

Экологическое образование. Целью экологического образования является станов-ление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выжи-вание и развитие.

Система экологического образования строится на следующих принципах:

Принцип гуманизации, предписывающий обязательное отражение в содержании эко-логического образования нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной ин-формации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытие объ-ективных закономерностей устойчивого развития природно-социальных экосистем.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и проектирования условия сохранения генофонда биосферы и здоро-вья человеческих популяций.

Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных ас-пектов экологии нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие не-адекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования эко-логической ответственности личности.

Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов - целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Наибольшее распространение и признание сегодня получили три модели экологиче-ского школьного образования:

  1. Многопредметная модель предполагает глубокое изменение содержания традицион-ных учебных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов, связанное с экологической тематикой.
  2. Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках самостоятельного предмета.
  3. Смешанная модель - сегодня она рассматривается как наиболее перспективная.

В соответствии с этими тремя моделями экологического образования в пособии рас-сматриваются требования к умениям и знаниям учащихся, методические подходы обуче-ния. Как наиболее перспективные метод обучения рассматривается методика создания экологических троп.

Идея экологических троп проста и понятна - позволить проходить по строго опре-деленному маршруту, проложенному в одном из природных или природно-антропогенных ландшафтов. Это позволяет максимально снизить нагрузку на среду при массовом посе-щении людей и помочь им многое увидеть в естественном природном окружении. Непо-вторимость каждой тропы определяется уникальностью ландшафтов и творчеством орга-низаторов этих природных "музеев", иногда превращающихся в "театры", где можно на-блюдать "сценки" из обычно скрытой природной жизни.

В пособии приводится методика создания экологических троп и описательные при-меры уже существующих экологических троп, созданных специалистами и студентами КГПУ совместно с учащимися на территории ПНП "Паанаярви".

Эксперты: Немкович Е.Г., Савельев Ю.В., Хилков Т.

Результаты проекта 

Последние изменения 10 июня 2004
nataly@krc.karelia.ru