|
| Особенности природных комплексов Муезерского района и их использование для развития экологического туризмаВ данном пособии кратко характеризуются особенности природных комплексов и их современное состояние,
выделены наиболее ценные природные объекты (с точки зрения охраны природы и развития туризма), даются
некоторые рекомендации по изучению флоры и фауны. В конце каждого раздела приводится
небольшой список справочной литературы. Публикация снабжена картами, фотографиями и другими иллюстративными материалами.
Охрана природы и экологический туризмКоллективная монография, оформленная как учебно-справочное пособие, посвящена проблемам развития экологического туризма и связанным с ним вопросам природоохран-ной деятельности. Пособие предназначено для широкого круга пользователей - учащихся средних школ, студентов высших учебных заведений, руководителей и специалистов предприятий туристской индустрии, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации, аспирантов, сотрудников природоохранных организаций. В пособии рассматриваются научные предпосылки для развития экологического ту-ризма и природоохранной деятельности в России и Республике Карелия, анализируются направления и результаты современных исследований в этой области. Отдельное место занимают вопросы экологического образования в школе и вузе, анализируются сущест-вующие в России учебно-методические материалы по курсу "Экология". Приводятся примеры и методики создания экологических троп и учебных маршрутов. Структура пособия содержит следующие основные разделы:
Понятие и принципы экологического туризма. Экотуризм подразумевает "любые виды рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содейст-вуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения" (WWF). Иными словами, это - устойчивый и природно-ориентированный туризм и рекреация. В международной практике в основу экологического туризма закладываются следующие основные принципы:
Таким образом, организации, развивающие экологический туризм, стремятся к тому, чтобы их бизнес вносил реальный вклад в охрану дикой природы и развитие местных поселений в долгосрочной перспективе. Развитие экологического туризма - это не просто бизнес, и получение максимальной прибыли не является его самоцелью. Возможности для развития экотуризма в России. Идеи экотуризма и охраны природы в России прошли длительный эволюционный путь - от этико-эстетического подхода в дореволюционной России и научно-утилитарного подхода во времена существования СССР, до гуманистического подхода в современной России. Предпосылки для развития экотуризма в РФ основываются на большом числе особо охраняемых природных территорий, имеющих значительный потенциал:
Состояние охраны природы и экотуризм в Карелии. В настоящее время в струк-туре охраняемого природного фонда РК насчитывается 266 объектов общей площадью 957521, 2 га или 5, 3% от площади РК (табл.). Первая ООПТ в РК - заповедник "Кивач" - учреждена в 1931 г. Большинство ООПТ создавались в период 1960-1996 гг. Современное состояние охраняемого природного фонда РК (по состоянию на 01. 01. 2004 г.)
Общая площадь особо охраняемых территорий Республики Карелия составляет 1897,6 тыс. га, или 8,0% от площади республики. На этих территориях уже осуществляют-ся или планируются к осуществлению разные формы экологического туризма. Проблемы экологического туризма в Карелии. Развитие экологического туризма в республике сталкивается с рядом серьезных проблем, требующих системного подхода в их решении. К этим проблемам можно отнести следующие:
Кроме того, существуют и проблемы общего порядка, характерные не только для экологического, но и для других видов туризма. В качестве таковых следует выделить:
Экологическое образование. Целью экологического образования является станов-ление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выжи-вание и развитие. Система экологического образования строится на следующих принципах: Принцип гуманизации, предписывающий обязательное отражение в содержании эко-логического образования нравственных и правовых нормативов. Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной ин-формации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытие объ-ективных закономерностей устойчивого развития природно-социальных экосистем. Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и проектирования условия сохранения генофонда биосферы и здоро-вья человеческих популяций. Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных ас-пектов экологии нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие не-адекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом. Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий. Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования эко-логической ответственности личности. Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов - целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности. Наибольшее распространение и признание сегодня получили три модели экологиче-ского школьного образования:
В соответствии с этими тремя моделями экологического образования в пособии рас-сматриваются требования к умениям и знаниям учащихся, методические подходы обуче-ния. Как наиболее перспективные метод обучения рассматривается методика создания экологических троп. Идея экологических троп проста и понятна - позволить проходить по строго опре-деленному маршруту, проложенному в одном из природных или природно-антропогенных ландшафтов. Это позволяет максимально снизить нагрузку на среду при массовом посе-щении людей и помочь им многое увидеть в естественном природном окружении. Непо-вторимость каждой тропы определяется уникальностью ландшафтов и творчеством орга-низаторов этих природных "музеев", иногда превращающихся в "театры", где можно на-блюдать "сценки" из обычно скрытой природной жизни. В пособии приводится методика создания экологических троп и описательные при-меры уже существующих экологических троп, созданных специалистами и студентами КГПУ совместно с учащимися на территории ПНП "Паанаярви". Эксперты: Немкович Е.Г., Савельев Ю.В., Хилков Т. |
|